Социо

ПРОГРАММА Гражданского Женского Форума «Счастливая Россия» 12 – 14 ноября 2010 г.

Дела наши гендерные

Как ныне обстоят дела с равноправием мужчин и женщин в сфере труда, в доступе к ресурсам и власти? По-разному.

Начнем с наиболее волнительного для многих: разница в оплате труда женщин и мужчин благополучно перекочевала в XXI век и имеет место быть повсеместно. «Мужская надбавка» по странам колеблется в диапазоне 30-75%. Так, среднестатистическая немка зарабатывает примерно 70% от принятого за 100% заработка мужчины. Похожая картина и в США: женщины средних лет зарабатывают чуть больше 74%. Причем в последние годы, в том числе на фоне кризиса, разрыв вновь увеличивается. У латиноамериканок этот показатель упал до 57%. Хуже всего дела обстоят во многих мусульманских странах, включая постсоветские, где женщинам не удается получать от работодателей и треть мужских доходов. Образцовым в этой области на данный момент можно считать скандинавский подход: в Финляндии и Дании женщины получают более 70% от доходов мужчин, а в Швеции – 80%.

Как свидетельствует статистика, каждый рождающийся у женщины ребенок снижает ее заработки. Это при том, что сами представления о семейных функциях претерпели принципиальные изменения. Если некогда мужчина считался «добытчиком», а на женщину, даже «слегка работающую», в первую очередь возлагалась ответственность за хозяйство и детей, то уже давно, скажем москвичка, превратилась в мужественную «добытчицу».

В целом россиянки, как класс, сегодня лучше образованы, чем мужчины. Около 63% женщин имеют высшее, незаконченное высшее и среднее профессиональное образование (против 50,8 % мужчин). Но зарплатная дискриминация сохранилась: средняя по стране «женская» зарплата составляет лишь 65% от «мужской». Разница в оплате существует не только в отраслях, где традиционно заняты мужчины, но и в тех, где преобладают женщины.

Каким-то утешением, возможно, может служить тот факт, что в Бельгии, Италии и Испании женщины получают даже меньше 50% от уровня зарплаты мужчин. В Эстонии, Словакии, Молдавии, Литве, Польше, Словении – 62-67%.

Гендерный разрыв в оплате труда наиболее резко проявляется среди самых доходных и высокопрофессиональных групп. Женщинам по-прежнему особенно трудно пробиться в топ-менеджеры. В США и Германии доля женщин, занимающих президентские посты в самых крупных компаниях, уже много лет не превышает 3%. Признаем, однако, что появились лучшие возможности для женщин в среднем менеджменте, особенно в торговой и финансовой сферах. Но женщины, как правило, «застревают» на этом должностном уровне и не могут пробиться выше сквозь мужские локти.

Во всем мире – и Россия, к счастью, не исключение – наблюдается весьма позитивная тенденция: быстрое продвижение в сторону фактического гендерного равенства в сфере малого и среднего бизнеса (МСБ). Нынешние глобальные экономические потрясения лишь ускорили этот процесс.

Устав от второстепенных наемных ролей в корпоративной экономике, да еще в условиях резко выросшей безработицы россиянки активно осваивают МСБ. Ведь, с одной стороны, на рынке стало больше свободного пространства для новичков, а государство всерьез озаботилось проблематикой малых предприятий; с другой стороны, безработица буквально «выдавливает» женщин в предприниматели. Собственное дело дает им и их семьям экономическую независимость, самореализацию и определенный статус в обществе.

Огромная созидательная энергия россиянок, вошедшая в песни и поговорки, но недооцененная, в том числе ими самими, в реальной жизни – сродни недооцененным материальным активам и представляет собой важнейший резерв развития малого предпринимательства. Ведь именно МСБ (большой бизнес мужчины «зарезервировали» за собой) зиждется не столько на капвложениях, сколько на энергичности и других личных качествах, он уже приобрел преимущественно женское лицо. Россиянки сегодня как никогда хорошо образованы и через работу по найму аккумулировали значительный корпоративный опыт, продвигаясь по социальной лестнице, как правило, с нижних ступенек и прочувствовав на себе, как устроен «мужской мир». 

Динамика роста «женского» предпринимательства в России гораздо выше, чем в целом по стране. Женщины уже возглавляют около 43% предприятий, большинство из которых по вышеупомянутым причинам относятся к МСБ. При этом особым женским расположением в последние годы пользуется так называемый партнерский бизнес: дилерство, франчайзинг, выполнение надомных заказов по программам более крупных фирм и пр.

Эти и многие другие социальные вопросы, связанные с особенностями современного общественного положения россиянок будут освещаться на первом Международном женском фестивале. Мы дадим участницам возможность вживую пообщаться с журналистами, городскими и общественными деятелями, высказаться и быть услышанными ими. В конференц-зале пройдут динамичные обсуждения социальной сферы. Мы предоставим слово тем, кто многое сделал для ломки устаревших стереотипов, для того, чтобы наши способности были оценены и востребованы. Выслушаем и поддержим тех, кто опередил время, раздвинув общепринятые рамки, которые, увы, существуют и по сей день.


Презентация Femme Fest 2011 русская версия
Презентация Femme Fest 2011 английская версия
Разработка сайта HTMLStudio Дизайн сайта - anno domini design group